САЙТ ДЛЯ АДВОКАТОВ ПО РОДУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЛИ ПРИЗВАНИЮ Суббота, 24.02.2018, 03:45

ФЕНОМЕН  ИСТИНЫ  ИЛИ  ИЛЛЮЗИЯ  ВИНЫ

Главная | Мой профиль | Выход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Календарь
«  Июнь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Наши опросы
Нравится ли Вам сайт?
Всего ответов: 21
ПОИСК ПО САЙТУ
СТАТИСТИКА
Тренинги
Холотропное Дыхание - Портал Холонавт


Главная » 2011 » Июнь » 7 » Теория конфликта Левина
12:07
Теория конфликта Левина
        Основные идеи Левина о теории конфликта изложены небольшой монографии, вышедшей в свет 1931 г., «Психологическая ситуация награды и наказания» (англ. пер.: Lewin, 1935), в которой приводится следующее определение: «Конфликт... психологически можно охарактеризовать как ситуацию, в которой на субъекта одновременно воздействуют противоположно направленные силы примерно оди­наковой величины» (Lewin, 1931, S. 11).
      Левин различает три основных случая конфликтных ситуаций. Позднее Ховлэнд и Сире (Hovland, Sears, 1938) добавили еще один случай. По силам, воздействующим на субъекта и направляющим его поведение на объект или от него, можно выделить следующие четыре вида конф­ликтных ситуаций:

1.  Конфликт -«стремление—стремление»-: даны два объекта или цели, причем оба обладают позитивной и примерно равной побудительностью (валентно­стью); при этом, однако, нельзя обладать или стремиться к обоим, а необхо­димо сделать выбор между двумя возможностями. Говоря проще, это ситуа­ция буриданова осла, умирающего от голода между двумя равно привлека­тельными охапками сена:       A+ =>b P a<=+B

2.  Конфликт «избегание—избегание»: ситуация, когда приходится выбирать из двух примерно равных зол. Например, школьнику нужно или доделать ненавистную домашнюю работу, или выполнить впоследствии штрафное задание: A- =>a   P   b<= -B

3.  Конфликт «стремление—избегание»: одна и та же цель одновременно при­тягивает и отталкивает. Можно хотеть, например, путем женитьбы удержать возле себя любимого человека и одновременно бояться потерять свою неза­висимость:  A+  =>a   P   b<=

                                                                                         B -   

4. Конфликт «двойное стремление—избегание» (конфликт двойной амбива­лентности): например, некто колеблется в выборе одной из двух профессий, каждая из которых имеет свои положительные и отрицательные стороны: A+ =>c   P a<=+ C

                                                                     B- =>b        d<= - D

    Схема конф­ликта «избегание—избегание» представляет собой замкнутую со всех сторон ло­вушку, свойственную ситуации психологического принуждения. Это означает, что субъект не видит возможности выбраться из зоны действия двух зол. В противном случае он бы уклонился от конфликта.

   Четыре вида конфликтных ситуаций. Р обозначает субъекта, Д В,С и D - позитивную (+) или негативную (-) побудительность объектов, или целей поведения, между которыми осуществлялся выбор. Строчные буквы а, Ь, с, d обозначают соответствующие этому характеру и воздействующие на субъекта силы, т. е. силы, толкающие его либо к объекту, или цели, либо от них

   Теория поля Левина станет понятнее из примера конкретной конфликтной си­туации. Силы поля этой ситуации изображены на следующем рисунке. Трехлетний ребенок пытается достать из морских волн своего игрушечного лебедя. Его притягивает лю­бимая игрушка, но, когда он подходит слишком близко к волнам, его тянет обратно. Вдоль берега как бы тянется пограничная линия, при переходе которой отталкиваю­щая сила грозных волн начинает превышать притягательную силу игрушки.

   Основываясь на этом примере, Левин (Lewin, 1946) выдвинул интуитивное предположение, что в условиях конфликта «стремление—избегание» приближение к целевому объекту ведет к возрастанию отталкивающих сил по сравнению с притя­гивающими. На определенном расстоянии от целевого объекта должно существовать равновесие между стремлением и избеганием. В этой точке пересекаются градиенты валентностей притягивающих и отталкивающих сил. На большем расстоянии от объекта притягивающие силы заметно сильнее отталкивающих. Именно поэтому ребенок и тянется к лебедю. Но когда он переступает границу, образованную точкой пересечения обоих градиентов валентности, отталкивающие силы становятся силь­нее и ребенка тянет назад. Так возникает характерная картина колебательных дви­жений.

Согласно Левину, величина поведенческой тенденции (силы) зависит одновре­менно от двух переменных: величины валентности цели (целевого объекта) и рас­стояния до цели, которое еще предстоит преодолеть. (Психологически расстояние может определяться иначе, чем пространственная удаленность, например как дис­танция во времени, или количество необходимых промежуточных действий, или их сложность, или требующаяся для этого затрата сил и т. д.)

 

Цит. По : «Мотивация и деятельность»  X. Хекхаузен. — 2-е изд. — СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. — 860 с: ил.  (Серия «Мастера психологии»). С.97

Просмотров: 7741 | Добавил: ВнимаТИЛьнО | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
ФОРМА ВХОДА
ВНИМАНИЕ ЗДЕСЬ
Архив записей
Copyright MyCorp © 2018
Rambler's Top100 Яндекс цитирования ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика