САЙТ ДЛЯ АДВОКАТОВ ПО РОДУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЛИ ПРИЗВАНИЮ Воскресенье, 17.12.2017, 08:13

ФЕНОМЕН  ИСТИНЫ  ИЛИ  ИЛЛЮЗИЯ  ВИНЫ

Главная | Мой профиль | Выход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Календарь
«  Июнь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Наши опросы
Я ищу тренинг/сессию:
Всего ответов: 21
ПОИСК ПО САЙТУ
СТАТИСТИКА
Тренинги
Холотропное Дыхание - Портал Холонавт


Главная » 2011 » Июнь » 6 » О психологии и психопрофилактике деструктивного стресса
14:20
О психологии и психопрофилактике деструктивного стресса

  

С возрастом к нам приходит ясность относительно такого явления как стресс и актуальность этой темы перестает быть иллюзией. Мы собственной жизнью исследуем различные виды стресса – стресс жизни, посттравматический, профессиональный стресс и т.п. Актуальность переживания психологического стресса обусловливают многие факторы. Среди них:

1. Социальные факторы: социально-политическая и социально-экономическая нестабильность в обществе.

2. Социально-психологические факторы: позиционные и эмоциональные конфликты, коммуникативные проблемы, отдельные неблагоприятные психологические проявления малой группы:  учебной, профессиональной, досуга.

3. Личностные факторы: а) объективно-личностные – кризисы юношеского возраста, особенности пола; б) субъективно-личностные – особенности высшей нервной деятельности, темперамента, наличие «прошлого стрессового опыта», неадекватная самооценка, повышенная личностная тревожность, напряженность, агрессивность, ригидность, мотивационные особенности и др. 

Общие концептуальные подходы в изучении проблемы стресса.

Многообразие понятия «стресс».

Термин «стресс» (англ.: давление, напряжение) используется для обозначения широкого круга состояний, возникающих в ответ на экстремальные воздействия, сложные ситуации.

Первоначально понятие «стресс» возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на неблагоприятные воздействия («общий адаптационных синдром» Г. Селье). Позднее понятие «стресс» использовалось для описания широкого круга состояний индивида в неблагоприятных условиях на физиологическом, биологическом, психологическом уровнях.

 

В современной психологической науке и практике закрепилось разграничение понятий «физиологический стресс» и «психологический стресс», введенное известным исследователем стресса Рихардом Лазарусом.

1. Физиологический стресс (исходя из концепции «общего адаптационного синдрома» Г. Селье) – состояние, выраженное у животного и человека на физиологическом уровне под влиянием таких стресс-факторов, как чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температура, болевые стимулы, затруднения дыхания и т.п. (По Г. Селье, «адаптационный синдром» имеет 3 стадии – тревога, сопротивление, адаптация или истощение).

2. Психологический стресс – состояние крайне высокого психологического напряжения, которое может оказывать сильное и отрицательное влияние на состояние, поведение, деятельность человека под влиянием различных стресс-факторов (информационной перегрузка, ситуации обиды, угрозы, неопределенности и т.п.).

 

Существует множество концепций или моделей стресса, которые отражают существующую в психологической науке и практике тенденцию к дифференцированию понятия «психологический стресс» в различные типы классификаций в зависимости от области психологических знаний:

– межличностный психологический стресс – характеризуется субъективной оценкой межличностного взаимодействия, наличием конфликтов или их угрозой;

– профессиональный, или организационный стресс – связан со сложностью, опасностью, ответственностью выполнения рабочих задач, нарушением в организации и условиях труда и т.д;

– социальный или общественный психологический стресс – связан с социальными, социально-экономическими проблемами, безработицей, вредными привычками (алкоголь, наркотики), национальными или региональными конфликтами и войнами;

– семейный психологический стресс – включает все трудности по поддержанию семьи – супружеские проблемы, взаимодействие с детьми, родственниками и т.п.;

– внутриличностный психологический стресс – отражает «Я-конфликт», нереализованные притязания, потребности, бесцельное существование;

– экологический психологический стресс – возникает в связи с неблагоприятными воздействиями окружающей среды – суровые климатические условия, скученность проживания и т.д. 

Особенности проявлений дистресса и эустресса.

Очевидно, что одни и те же стрессовые стимулы могут оказать и мобилизующее и дезорганизующее действие на деятельность человека. Так возникло понятие – деструктивный или дистресс и конструктивный или эустресс. Большинство исследований  акцентирует свое внимание на проблемах дистресса, и гораздо меньшее внимание уделено эустрессу. Общий сравнительный анализ этих понятий включает в себя изменения физиологических, познавательных процессов, изменения в общении и деятельности.

 

Изменение физиологических параметров

ДИСТРЕСС

ЭУСТРЕСС

                    Пульс

свыше 100 ударов в минуту

до 90-100 ударов в минуту

Артериальное давление

резко повышается или понижается, в зависимости от индивидуально-физиологических особенностей человека

давление умеренно повышается

                Дыхание

 

сильное учащение дыхания, которое напоминает одышку

умеренное учащение дыхания по сравнению с обычным ритмом

Реакция кожных покровов

красно-белые пятна на коже, побледнение

характерно покраснение кожи

Температурные изменения

характерны озноб, холод, холодный пот

сопровождается ощущением тепла или жара

Двигательная активность

чрезмерно повышенная двигательная активность, выражающаяся в суетливости, спешке, непоседливости, измененной жестикуляции и двигательной заторможенности, застывании на одном месте

Двигательная активность возрастает

Изменение познавательных процессов

появляются трудности в управлении вниманием: гиперфиксация внимания, ухудшается запоминание и воспроизводство материала; узость поля зрения - не понимание юмора и шуток

Внимание и память улучшаются; характерно инсайтное мышление творческого характера

Изменение деятельности

дезорганизует деятельность,

мобилизует деятельность человека, она становится более успешной и результативной

 

Стресс порождает некоторые странности в общении людей. Необоснованно плохие отношения в стрессе могут усугубиться и вызвать ответную неприязнь. Такие отношения часто бывает очень трудно исправить в дальнейшем. В целом, проблема коммуникативного стресса достаточно многогранна и, несомненно, заслуживает особого внимания. 

Анализ основных подходов к феномену стресса в психологической практике.

Динамика развития стрессового состояния.

Возможности управления стрессом и соответствующими психологическими механизмами, активизирующими стрессоустойчивость человека, определяют индивидуальный порог чувствительности к стрессу, т.е. представление о том, до какого уровня человек может испытывать воздействие стрессогенного фактора, не снижая своей успешности и даже повышая ее, и какие по степени воздействия факторы становятся деструктивными, дезорганизующие деятельность. Актуальным представляется поиск индивидуальных способов защиты от дистресса и спокойного отношения к эустрессу. Решению данных задач может способствовать схема динамики протекания стресса у человека:

1 2 3 временной период : AD – уровень фоновой активности в спокойном состоянии.

                              Данная модель включает в себя три основные стадии:

1. AB – нарастание психологического напряжения.

2. BC – высокий уровень психического напряжения до критического максимума.

3. CD – снижение психологического напряжения. 

1 стадия:  состояние человека меняется на противоположное по эмоциональному знаку. Спокойный и уравновешенный человек начинает суетиться и раздражаться. Живой и подвижный человек становится внезапно мрачным и неразговорчивым. У человека ослабевает самоконтроль: он постепенно теряет способность сознательно и разумно регулировать свое поведение.

2 стадия начинается в точке B и доходит до наивысшего напряжения (точка C). Человека поглощает деструктивный стресс, происходит полная или частичная потеря осознанного самоконтроля, сопровождаемая аффективным состоянием.

3 стадия снижение психологического напряжения (от точки C до точки D).

На этой стадии человек вновь возвращается к своему исходному состоянию, но проявляется оно в ощущении чувства апатии, безразличия, часто – чувства стыда или вины. Депрессия в таком случае – результат переживания острого кратковременного или длительного хронического стресса. Длительность стрессового «сценария» в целом, и отдельных стадий в частности, обусловлена многими объективными и субъективными факторами, последние из которых часто доминируют. Продолжительность стрессовых стадий колеблется от 2-3 минут до нескольких недель. Индивидуальные особенности переживания стресса могут усвоиться человеком еще в детском возрасте на бессознательном уровне. 

Психокоррекционные  изменения индивидуального «стрессового сценария»

Индивидуальный стрессовый сценарий поддается изменениям и коррекции. Каждый человек, соизмеряя собственные ресурсы, возможности, потребности и т.п., способен выработать свой индивидуальный стиль жизни, способствующий профилактике деструктивного стресса и использованию возможностей эустресса. 

Самодиагностика своего состояния

Саморегуляция начинается с понимания того, как развивается собственный стрессовый сценарий, каковы причины стресса, какие эмоциональные и поведенческие реакции являются наиболее характерными в различных стрессовых ситуациях. 

Овладение способами и навыками позитивного конструктивного мышления

Для человека значимо иметь позитивное мышление, которое позволяет жить настоящим и без страха смотреть в будущее, а также не «зацикливаться» на своих проблемах и недостатках. Каждое событие имеет и отрицательный, и положительный полюса, которые в большинстве случаев оценивает сам человек. Один и тот же факт в различных ситуациях может быть истолкован как позитивно, так и негативно.

Достаточно успешной считается позиция, когда достоинства стоят на первом месте и первоначально замечаются положительные стороны какого-либо вопроса. Если стремиться выделить негативные явления, то ситуация может оказаться безнадежной для какого-то решения. Позитивное мышление развивается благодаря адекватности собственной самооценки или достоинства. 

Релаксационные психотехники

Релаксация противоположна по эмоциональному знаку напряжению и особенно полезна в периоды особой по интенсивности деятельности.

Большую роль в выборе той или иной релаксационной технологии играет индивидуальная предпочтительность ведущих анализаторов, воспринимающих информацию, а также особенности эмоционально волевых процессов, процессов воображения и образного мышления.

     (По материалам тренинговых программ)
Просмотров: 2183 | Добавил: ВнимаТИЛьнО | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
ФОРМА ВХОДА
ВНИМАНИЕ ЗДЕСЬ
Архив записей
Copyright MyCorp © 2017
Rambler's Top100 Яндекс цитирования ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика